Движение транспортерной линии запускается и поддерживается с помощью валов. Это приводные и натяжные барабаны конвейера, монтируемые на противоположных концах трассы. От правильности выбора оборудования зависит транспортера и стабильность движения конвейерного полотна.
Приводной вал запускается в работу с помощью редуктора, установленного на наружной раме или заключенного в корпус барабана. Материалом для изготовления обечайки барабана служит высокопрочная сталь или чугун, вращение устройства обеспечивается изолированными подшипниками, за герметичность конструкции отвечает система уплотнителей.
Ширина вала соотносится с шириной транспортерного полотна, по стандартам барабан должен быть шире дорожки на 10-15%. Так удается избежать риска бокового схода ленты из-за неравномерной загрузки и потери центровки.
Диаметр оборудования зависит от протяженности трассы, толщины ленты, максимально допустимой нагрузки на линию.
На линиях, предназначенных для перемещения габаритных, массивных грузов, монтируются двухбарабанные конструкции, обеспечивающие увеличение тяговой силы. Конструктивно приводные системы, состоящие из двух валов, могут быть:
● С жесткой сцепкой. Назначение приводных устройств — перемещение сухой насыпной продукции.
● С дифференциальным редуктором. Монтируются на транспортерах, работающих в сложных условиях и используемых для перевозки тяжелой продукции.
● С раздельным приводом. В конструкции используются валы разного диаметра и мощностью редуктора.
Натяжной барабан предназначен для сохранения тягового усилия путем создания нужного уровня натяжения. Для производства устройств используются стальные сплавы, устойчивые к коррозии, температурным и агрессивным факторам.
Различают следующие виды натяжных валов:
● Периодического типа. Характеризуются небольшими габаритами и винтовым механизмом крепления. Устанавливаются на линиях небольшой протяженности, транспортирующих грузы малой и средней массы. Требуют регулярной ручной регулировке винтов.
● Автоматического типа. Монтируются на больших промышленных транспортерах, в том числе и работающих в сложных эксплуатационных условиях. Уровень натяжения регулируется автоматически в зависимости от показателя растяжимости конвейерного полотна.
Помимо этого, на конвейерах, имеющих поворотные участки, устанавливают обводные барабаны, исключающие пробуксовку дорожки при смене направления движения. Для изготовления валов используется сталь или прочные полимерные составы, рассчитанные на определенную нагрузку.
Для улучшения сцепления конвейерных барабанов с нерабочей обкладкой дорожки конструкторы покрывают металлическую обечайку слоем футеровки — резины, имеющей высокие прочностные характеристики. Использование футерованных валов позволяет повысить эффективность работы транспортера, снизить риск соскальзывания ленты, повысить износостойкость и продлить срок службы валов.