Для оперативного ремонта конвейерного полотна в условиях цеха используется соединитель для лент. Стыковочные детали производят из жаропрочной стали, устойчивой к агрессивным внешним средам и влажности. Существует несколько разновидностей изделий, разработанных для полотен разной толщины и состава.
На конвейерных линиях легкой и средней загрузки, транспортирующих штучный или упакованный груз, применяют проволочные соединительные детали, а также замки типа Alligator. Если полотно используется для перемещения тяжелого груза или насыпной продукции, используют шарнирные и пластинчатые соединители, которые крепят на стыки с помощью болтов, степлера или заклепок.
Шарнирные модели представляют собой две полосы, соединенные стержнем, выполняющим роль шарнира. Для рассоединения шва достаточно вынуть стержень. Соединители данного типа востребованы на линиях-трансформерах, которые периодически нужно удлинить или укоротить.
Пластинчатые замки образуют неразъемный прочный стык, снижающий риск проникновения пыли и частиц продукции внутрь шва. Изделия поставляются поштучно, в основном применяются на тяжелых производствах: в шахтах, на металлургических заводах, обогатительных фабриках.
Соединяющие детали с болтовым типом крепления устанавливают по прямой линии, диагонально или в форме буквы V. Диагональная стыковка позволяет использовать ленту с барабанами меньшего диаметра (не шире 300 мм). V-образные швы хорошо себя показали на прочном полотне большой толщины, где заменяют горячую вулканизацию.
Применение пластинчатых крепежей имеет один недостаток — установка выполняется при помощи двух болтов, находящихся по краям пластины. Таким образом, под средней частью замка создается микроскопическая полость, в которой скапливаются мельчайшие фракции продукции.
Использование пластинчатых соединителей с валами диаметром менее 300 мм нежелательно из-за затрудненной оборачиваемости крепления вокруг барабана.
Популярность механических замков объясняется скоростью устранения повреждения и возможностью выполнить ремонт собственными силами, не ожидая приезда бригады.
Но не обошлось и без недостатков. Установив замки, необходимо постоянно контролировать качества стыка, особенно если конвейер транспортирует горячий груз (выше +121 °C). Нагретый металл контактирует с волокнами корда и снижает их прочность. В результате площадь повреждения разрастается и шов может снова разойтись.
При перемещении легковозгораемого груза трение о металл соединителя может вызвать искру. Поэтому на предприятиях, выпускающих данную продукцию, замки устанавливают в крайних случаях, а при первой возможности проводят ремонт другим способом — горячей или холодной вулканизацией.
Еще одна особенность эксплуатации полотна с соединителями — применение металлических очистительных скребков неэффективно, лучше заменить их на ножи из полиуретана.