Сегодня трудно представить производство, на котором не установлена транспортерная линия. За запуск движения полотна отвечает приводной барабан ленточного конвейера, изготовленный из стали или чугуна.
Приводной вал для транспортера представляет собой обечайку цилиндрической формы, внутри которой установлена система подшипников. Устройство фиксируется в начале линии и приводится в действие посредством электропривода.
Различают барабаны с гладкой металлической и футерованной поверхностью. Первые не могут обеспечить достаточный уровень сцепления вала с нерабочей обкладкой. Поэтому на линиях со средней и большой нагрузкой рекомендована установка приводного вала с футеровкой. Под этим термином понимают нанесение на поверхность слоя резины с рельефом.
Процесс футеровки несложен - резиновый состав расплавляется и наносится на металл. Затем изделие помещают в автоклав, где оно проходит через процедуру горячей вулканизации. Если размер устройства слишком велик, используют технологию холодной вулканизации.
Такое решение позволяет исключить проскальзывание и пробуксовку полотна, защищает металл от коррозии, облегчает нагрузку на механизмы, повышает производительность конвейерного оборудования. На противоположном конце линии монтируют натяжной вал, который предотвращает провисание дорожки и повышает адгезию с приводным устройством.
На разных типах транспортеров устанавливают валы различного диаметра. Чем больше размер барабана, тем ниже износостойкость ленты за счет того, что она подвергается большему изгибу. Однако у устройств малого диаметра есть и свои плюсы:
Помимо этого, размер приводного барабана определяется шириной конвейерного полотна. Для дорожки размером от 300 до 1200 мм используют валы диаметром 155-320 мм. При больших показателях устанавливают барабаны диаметром 320-625 мм. Также принимается во внимание толщина дорожки, материал ее изготовления и области применения.
К примеру, если конвейерная линия эксплуатируется при минусовой температуре, эластичности ленты может не хватить для плотного контакта с поверхностью вала. Результатом станет боковой сход и остановка линии. ПВХ-полотно более эластичное и гибкое, поэтому хорошо подходит для работы с небольшими барабанами в горизонтальных транспортерах. В вертикальных нориях с малыми валами устанавливают плоские ремни БКНЛ-65.