Для синхронизированной передачи усилия вращения между двумя или несколькими валами используется зубчатый ремень для привода. За счет сцепления зубцов на ленте и шкиве обеспечивается высокий КПД (около 96%), износостойкость и малый процент растяжимости ленты. Но это не означает, что об установленном ремне можно забыть до окончания эксплуатационного срока. Чтобы устройство работало на 100%, необходимо контролировать степень натяжения.
Насколько важно правильное натяжение ременной передачи, проще всего объяснить на примере автомобильного ремня генератора. Одним из симптомов того, что лента недостаточно натянута, является характерный свист, появляющийся при включении двигателя.
Ослабление ремня по цепочке отражается на всех силовых агрегатах. Происходит следующее:
Проверка правильности натяжения ремня — обязательная часть сервисного обслуживания авто. В условиях гаража натяжение тестируют, придавив ленту на самом большом участке между валами с усилием 10 кг. Ремень, натянутый в пределах нормы, должен отклониться от шкива примерно на 10-15 мм, в зависимости от типа генератора.
Порядок коррекции натяжения зависит от марки автомобиля и типа регулировочного устройства. В классике советского автопрома — «копейках», «шестерках» и других машинах, проверенных временем, крепление генератора к моторному отсеку выполняется с помощью планки, которая фиксируется болтом с гайкой.
Чтобы натянуть или отпустить ремень, необходимо ослабить гайку и выставить планку в положение, при котором натяжение приводного устройства будет оптимальным.
Для проверки заводят авто, включают все, что есть на борту (ближний и дальний свет, вентиляцию, печку, кондиционер, магнитолу) и следят, насколько ровно и мощно функционируют приборы. Если оборудование не «проседает», а генераторный ремень не издает посторонних звуков, — все выполнено правильно.
В автомобилях «ВАЗ» поновее и посвежее вместо планки и болта установлен регулировочный ролик. В таком случаем регулировка уровня натяжения происходит следующим образом:
Помимо проверки оборудования на борту, опытные мастера рекомендуют выполнить еще несколько несложных манипуляций:
Автомобили зарубежного производства, сошедшие с конвейера после начала 2000-х, оснащены автоматическим роликовым устройством, корректирующим силу натяжения ремня посредством встроенных пружин. Владельцу остается лишь своевременно проходить сервисное обслуживание и обращать внимание на подсказки бортового компьютера.