Там, где требуется транспортировка сыпучих и влажных грузов в вертикальной плоскости, применяют нории. Это ремень плоский резинотканевый, оснащенный небольшими подвижными ковшами из металла или полиуретана.
Название «нория» дословно переводится с испанского как водокачка. Этот термин отлично отражает принцип работы устройства. Норийные линии чаще всего работают по замкнутому кругу. Транспортеры широко эксплуатируются в сельском хозяйстве для подъема зерна, грунта, воды, удобрений, комбикорма. Также изделия востребованы в строительстве, металлургии и в производстве стекла.
Типовая ширина ленты 125/150/175/200/250/300/400/450 и 500 мм. Оптимальное число прослоек от 4 до 8.
Нории востребованы на пилорамах, где применяются в качестве плоскоременной передачи. В таком случае ширина изделия 125 и 150 мм, число слоев корда от 6 до 8.
В качестве материала для изготовления каркаса выбирают нити типа БКНЛ-65 (состоящей из полиэфирных и хлопковых волокон) и ТК200-2 (капроновые волокна).
Грузоподъемность норийного полотна определяется количеством слоев, которые надежно соединены специальным веществом на основе резины или каучука. Волокна скрепляются послойно с использованием пресса. Предварительно нити проходят многочасовую обработку в ванне с адгезивным раствором. После пропитывания материал каркаса высушивается на приспособлениях, не допускающих усадки.
Оба типа материала характеризуются антиститичностью, высокой прочностью, поперечной жесткостью, слабой растяжимостью, долгим сроком эксплуатации и эластичностью. Это дает возможность применять норийную ленту на барабанах малого диаметра.
В зависимости от типа обкладочного материала, разделяют следующие виды плоских ремней:
Норийное полотно может применяться как внутри цехов, так и на улице. Изделия устойчивы к внешней влажности, отлично переносят постоянное взаимодействие со смазочными материалами. На мукомольных предприятиях оправдано использование нории с рабочей обкладкой, предназначенной для пищепрома.
Кроме типовых размеров предприятия изготавливают плоские ремни нестандартных параметров с отверстиями для крепления черпаков. Ковши монтируются на ремень с помощью болтов. Такая конструкция способна без потерь поднимать грузы и легко освобождаться от содержимого.