Один из важнейших этапов развития человечества связан с развитием добычи полезных ископаемых. Познакомившись с железной рудой, люди научились плавить металл и делать из него орудия труда. Когда человек понял, что уголь горит дольше и продуктивнее дерева, он построил первую печь. С развитием технологий совершенствовалась и добывающая отрасль, предлагая все более совершенные способы добычи и подачи продукции наверх.
Одним из самых ярких событий XX века, которое вывело горно- и рудодобывающую промышленность на новый уровень, стало изобретение шевронной транспортерной ленты. Появление полотна с жесткими ребрами на поверхности, которое уверенно держит на месте сыпучие и кусковые грузы, значительно увеличило производительность транспортеров, снизило энерго- и трудозатраты.
Вместе с разработкой транспортерного полотна производители стали выпускать ремень плоский, используемый в приводных механизмах. Конструктивно ременная передача мало чем отличается от конвейерной ленты — тот же синтетический каркас и прочные резиновые обкладки. При производстве ремней с зубцами резину усиливают с помощью нейлона и других высокопрочных синтетических материалов.
Сегодня в добывающей промышленности распространено несколько типов конвейерного полотна:
общего назначения;
трудновоспламеняемое;
самозатухающее;
морозостойкое;
жаростойкое;
устойчивое к абразивам;
масложиростойкое.
Ленты общего назначения устанавливают на линиях со средней загрузкой, перемещающих грузы в горизонтальной плоскости (грунт, песок). При расчете транспортера учитывают предельно допустимую влажность продукции, чтобы корректно определить количество роликоопор, скорость движения дорожки, число и тип очистительных устройств.
Трудновоспламеняемые модификации применяют на конвейерах, перемещающих горючие ископаемые, к примеру, уголь. Поверхность такого полотна отличает повышенная износостойкость.
Самозатухающие ленты монтируют на транспортерах, непрерывно работающих на открытых участках добычи продукции, склонной к искрообразованию.
Морозостойкие типы разработаны для установки в условиях низких температур. Чаще всего такое оборудование служит для перевозки грузов на открытом воздухе. Пример — транспортировка руды на Аляске, в Якутии, Заполярье. Температурный диапазон эксплуатации — до -60 °C.
Жаростойкая лента создана для металлургии и химпрома. Стойкость материала к расплаву позволяет перемещать раскаленную руду в условиях горячего цеха. Ленты выдерживают постоянный нагрев до +110 °C и кратковременный до +200…+250 °C.
Транспортерные дорожки, устойчивые к абразивным материалам, применяются в добыче ископаемых чаще остальных, характеризуются шероховатой или текстурированной поверхностью, сохраняют целостность при контакте с транспортируемой продукцией.
Область применения масложиростойкого полотна — добыча и переработка нефти, перевозка маслянистых составов, конвейеры, выполняющие техническое обслуживание оборудования для добычи природных ресурсов.
Специфические свойства транспортерной ленте придают добавки, входящие в состав резины или поливинилхлорида (в зависимости от типа полотна).