Конвейерное полотно — основной рабочий орган промышленного ленточного транспортера, от состояния которого зависит эффективность рабочего процесса. Параметры дорожки определяют инженеры-конструкторы при расчете конвейера. Тогда же устанавливается и цена конвейерной ленты, которая зависит от характеристик изделия.
Конвейерная лента представляет собой каркасную конструкцию, в основе которой лежит сердечник из малорастяжимого высокопрочного материала. В качестве материала корда используются хлопчатобумажные и синтетические волокна, в резинотросовых промышленных полотнах применяется армирование стальными тросами. Тип используемого каркаса отражается на стоимости ленты, как и количество слоев каркаса, и ширина полотна.
Для производства сердечника выбранный материал замачивается в специальной ванне с раствором, повышающим адгезионные способности волокон. После выдержки ткань растягивается и в таком виде высыхает до полной потери влаги. После этого слои соединяются с помощью состава на основе расплавленной резины и пропускаются между валками каландра. Соединение может быть поочередное или одновременное, что также сказывается на цене изделия.
Сверху корд дополняется внешними обкладками, призванными защитить каркас от внешнего воздействия, придать амортизационную способность и дополнительную прочность. Материал, выбранный для производства, обеспечивает эксплуатационные качества ленты, а также влияет на цену.
Наибольшее распространение в промышленности получили резинотканевые и ПВХ-дорожки, а также ленты из полиуретана и силикона. Последние востребованы в пищевой и фармацевтической промышленности, так как обеспечивают гигиеничность и легко переносят обработку дезинфицирующими средствами и горячим паром.
Резинотканевые полотна отличает прочность, долговечность, устойчивость к воспламенению, способность сохранять структуру и свойства при низких температурах. Характеристики резинового покрытия обеспечиваются добавками, входящими в состав материала. На шахтных и карьерных выработках, а также в сельском хозяйстве используются шевронные полотна, на рабочей поверхности которых расположены равномерные ребра, придающие дорожке форму протектора.
В сравнении с резинотканевыми поливинилхлоридные полотна более легкие, гибкие, эластичные, что позволяет использовать их на линиях с барабанами малого диаметра. ПВХ-ленты отличает антистатичность, высокая сопротивляемость деформации, инертность к маслам, смазкам, агрессивным средам. Транспортерные дорожки из поливинилхлорида долго служат, однако их показателей недостаточно, чтобы использовать в условиях низких или высоких температур.
Помимо перечисленных качеств, на стоимости изделия отражается наличие дополнительных элементов — захватов и гофробортов, которые защищают груз от рассыпания при движении на наклонных и поворотных участках.