Повреждения конвейерной ленты нельзя оставлять без внимания. Даже небольшие поверхностные порезы со временем разрастаются, что в результате приводит к разрыву полотна и остановке линии. Для срочного ремонта используется механический соединитель конвейерных лент, который устанавливается в условиях цеха без привлечения специализированной бригады. При плановом обслуживании транспортера рекомендовано устранить повреждения способом горячей или холодной вулканизации.
Механические замки для стыковки транспортерных лент используются не только для ремонта, но и на линиях, которые периодически меняют конфигурацию. Наличие соединителей позволяет быстро удлинить или укоротить полотно, изменить направление движения.
Механические соединители имеют разную конструкцию, могут быть съемными и несъемными, подвижными и неподвижными. Подвижные (шарнирные) замки представляют собой конструкцию из двух металлических полос, оснащенных с одной стороны частыми прямоугольными выступами со сквозным отверстием. При соединении выступы соединяются в цельную полосу, в отверстия продевается стержень. К краям стыка замки крепятся с помощью болтов или заклепок. Создание шарнирного соединения позволяет устанавливать ленты на линиях с барабанами небольшого диаметра, так как гибкость дорожки сохраняется.
Неподвижные соединители чаще всего пластинчатого типа, которые предназначены для монтажа на линиях с большой загрузкой. Соединители образуют прочный, надежный стык, для фиксации применяются заклепки или болты. Недостатком пластинчатых замков называют приподнимание пластин при затягивании крепежей. Из-за этого под соединителями образуется зазор, в который попадают частицы груза и пыли.
На конвейерах со слабой и средней загрузкой используют проволочные соединители или замки типа Alligator — несъемные конструкции, которые легко монтируются и обеспечивают прочность шва.
Преимуществами механических стыковочных замков называют:
К минусам относят:
Учитывая все недостатки, механические соединители рекомендуют использовать, как временную меру. При первой возможности необходимо провести стыковку ленты с помощью холодной или горячей вулканизации.
Под холодной вулканизацией понимают послойное соединение стыкуемых краев с помощью специального двухкомпонентного клея.
Для этого края ленты ровно обрезают, расслаивают и обезжиривают. Затем наносят праймер, послойно склеивают, простукивают резиновым молотком и оставляют шов до окончания процесса полимеризации. После этого поверхность дорожки шлифуют, и полотно готово к работе.
Недостатками данного метода являются:
Горячая вулканизация выполняется в условиях ремонтного цеха, так как требует специального оборудования — вулканизационного пресса, в котором материал выдерживается под давлением при температуре +170 °C в течение определенного времени. Горячий способ соединения занимает больше всего времени, однако и надежность стыка самая высокая.