Для передачи вращения между шкивами в механизмах используется ременная передача. Такой способ применяется людьми тысячелетиями, инженеры постоянно совершенствуют конструкцию ремней и материалы, из которых они изготовлены. Наибольшей производительностью отличаются зубчатые приводы, которые обеспечивают передачу крутящего момента с высокой степенью синхронизации благодаря зацеплению частых зубьев ремней и шкива.
В сравнении с плоскими и клиновыми ремнями, зубчатые ременные передачи отличают следующие характеристики:
● способность работать на большой скорости;
● КПД порядка 98%;
● низкий уровень шума;
● устойчивость к растрескиванию и разрыву;
● крайне низкая растяжимость;
● минимальный риск соскальзывания;
● отсутствие зависаний и рывков при резком уменьшении или увеличении оборотов;
● компактность;
● способность работать с валами малого диаметра и/или при малом расстоянии между вращающимися деталями;
● плавность хода;
● долговечность;
● низкая истираемость.
Конструктивно ременная передача представляет собой ленту, на одной стороне которой размещены зубья. Основа изделия — прочный состав, защищенный обкладками из износостойкого материала. Из чего изготавливают зубчатые ремни:
● Корд изготавливают из стальных тросов или синтетических волокон (стекловолокно, углеволокно и прочие).
● Обкладки могут быть произведены из резинового состава с высокой термостойкостью, эластичностью и устойчивостью к истиранию или полиуретана, обладающего высокими прочностными характеристиками, гибкостью и стойкостью к нагрузкам.
● Для усиления зубцов применяют нейлоновые нити.
Производители изготавливают несколько десятков марок зубчатых ремней, которые различаются длиной, шириной, высотой, профилем и шагом расположения зубцов, а также материалом, из которых они сделаны. При заказе изделия важно подобрать передаточное приспособление с учетом следующих параметров:
● длину ленты выбирают так, чтобы обеспечить нужный уровень натяжения между шкивами;
● при определении ширины учитывают высоту шкива, чтобы исключить истирание бортов;
● высота и профиль зубцов ремня должны соответствовать аналогичным параметрам на шкивах.
В зависимости от назначения и эксплуатационных свойств, используются следующие виды зубчатых ремней.
Плоскозубчатые
Чаще всего этот вид зубчатых ремней задействован в конструкции автомобилей. По типу профиля различают:
● трапециевидные;
● полукруглые;
● эвольвентные (криволинейные) зубцы.
Зубчатые двухсторонние
В таких изделиях зубцы расположены на обеих сторонах ленты, что позволяет эксплуатировать ремни в оборудовании с опцией обратного хода.
Зубчатые малошумные
Для изготовления зубчатых ремней, практически не производящих шума при работе, используют полиуретан. Этот вид ременных передач можно задействовать в следующем оборудовании:
● транспортеры;
● подъемники;
● линейные приводы;
● моечные установки и т. д.
По типу профиля зубчатые ремни классифицируются следующим:
● С профилем HDT. Предназначены для установки в механизмах, работающих на высоких скоростях. Профиль зубьев полукруглый, что обеспечивает большую площадь прилегания ленты к шкиву и максимальную эффективность передачи крутящего момента.
● С профилем STS (STD). Этот вид изготовлен ременных передач для высокоточной передачи усилия вращения. Изделия отличает длительность службы и низкий уровень шума.
Все технические характеристики ременных передач: состав, размеры (длина, ширина, высота), шаг, тип профиля отражается в маркировке изделия. Чтобы выбрать зубчатый ремень, необходимо знать размеры шкивов, а также расстояние между ними. Чтобы не ошибиться, лучше обратиться за помощью к профессионалам, которые не только помогут выбрать ременную передачу, но и проконсультируют по установке и регулировке ленты.